Чемпионат мира по ралли находится в тени “Формулы-1”, но добиться успеха в нем не менее тяжело. Раллисты раньше встают, выполняют больше физической работы и имеют меньше возможностей освоиться на трассе, прежде чем промчаться по ней на пределе.
Легкий морозец, ясная погода, заснеженный скандинавский лес и 300-сильная машина, которая крепко цепляется за обледеневшую дорогу шипованными покрышками. Красота? Кому как. Зрителям, расположившимся в лесу и вооруженным мангалами и бумбоксами, – скорее всего, да. А для пилотов и штурманов это – работа, причем язык не повернется назвать ее легкой. На ралли не редкость подъем в пять утра и поздние отбои (причем в течение доброй недели: дни до гонки заняты ознакомлением с трассой). Да и физические нагрузки не ограничиваются рулением: несколько раз в день экипажи сами, без помощи механиков переставляют колеса, чтобы спереди оказались менее изношенные шины.
Кстати, многие даже не подозревают насколько раллистам труднее, чем, к примеру, пилотам “Формулы-1”. Последние до гонки успевают накатать на трассе десятки, если не сотни кругов. А раллисты до начала соревнований проезжают по трассе всего два раза. Причем оба раза делают это за рулем отнюдь не боевой, а обычной дорожной машины.
Дороги, по которым проложен маршрут гонки, в дни ознакомления открыты для обычного движения – в том числе раллистам запрещено развивать скорость выше установленной организаторами. Обычно это 90 км/ч, и организаторы строго следят за соблюдением лимита с помощью специальных “черных ящиков”. Нетрудно представить, какая концентрация, какое чувство машины и понимание дороги требуются, чтобы после этого мчать по трассе на все деньги.
Нынешний сезон в мировом ралли – самый интересный за последнее десятилетие. Французский пилот Себастьян Леб, выигравший за рулем “Ситроена” девять титулов подряд (даже у Михаэля Шумахера было всего пять подряд победных сезонов), объявил о завершении карьеры: в нынешнем сезоне он для своего удовольствия проедет несколько гонок и за победу в чемпионате мира бороться не будет. Нетрудно догадаться, с каким ожесточением повели борьбу между собой “изголодавшиеся” гонщики, которых Леб год за годом оставлял не у дел. Пока складывается впечатление, что девятикратный чемпион уступит свой трон своему соотечественнику и тезке.
Молодой пилот Себастьен Ожье в свое время не смог ужиться с Лебом в “Ситроене” и принял предложение перейти в только готовившуюся к дебюту в ралли команду “Фольксваген”. Испытывая новый автомобиль, Ожье фактически пропустил прошлый сезон – зато в нынешнем сразу взял быка за рога. На первой же гонке (то есть дебютной для немецкой команды) он финишировал вторым, уступив только Лебу. А шведское ралли и вовсе выиграл, обогнав и Леба, и скандинавских гонщиков, которые на зимней трассе являются безусловными фаворитами.
“Ралли Швеции” – единственное по-настоящему зимнее соревнование в календаре чемпионата мира. Поэтому на стороне шведов, финнов, норвежцев (которые в молодости могли зимой выезжать на местные гонки хоть каждую неделю) очевидное преимущество перед французами, испанцами или итальянцами, которым негде и некогда было освоить премудрости зимней езды. А премудростей таких более чем достаточно.
К примеру, о высокий и жесткий снежный бруствер помогает погасить скорость на выходе из поворота и таким образом дает возможность войти в поворот на более высокой, чем обычно, скорости. Но если образовавший бруствер рыхлый снег не успел промерзнуть, машина запросто может в нем завязнуть. Если поверх намерзшего на дороге слоя льда лег свежий снег, иногда в нем надо искать свою траекторию, а иногда – ехать по накатанным уже проехавшими машинами колеям, где шипованным шинам зацепиться за лед проще.
Шины – отдельная глава книги о мировом ралли. И нередко глава судьбоносная: ошибка с выбором покрышек легко может решить судьбу гонки. Зимой в Швеции гонщикам в чем-то проще: выбирать между разными типами шин не приходится, используется только шипованная резина одного вида. На большинстве машин стоят покрышки “Мишлен” с 384 шипами в каждой. Шипы эти держатся за свое место (в буквальном смысле слова) невероятно крепко. Поначалу людям непосвященным становится жалко инженеров по шинам, которые ведут учет количества шипов, вылетевших из каждой шины (за гонку каждый экипаж может использовать жестко ограниченное количество покрышек, которые надо грамотно распределить на всю дистанцию гонки) – представляешь себе человека с блокнотом, который густо усеян “заборчиками” из нарисованных по одной палочек.
На деле же потерянные шипы можно пересчитать по пальцам. Причем специалисты “Мишлена” утверждают, что использующиеся в ралли и поначалу достаточно дорогие технологии со временем находят применение и на производстве “гражданских” шин. Так что, не исключено, что со временем и продающиеся в магазине покрышки будут терять по паре шипов в год.
Впрочем, в борьбе за высокий результат на учете чуть ли не каждый шип. К примеру, иногда шип остается в своем гнезде, но теряет “головку” – верхний миллиметр из четырех миллиметров в рабочей части. И если в шине таких “безголовых” шипов набирается хотя бы три десятка – меньше 10 % от общего количества – потери в сцеплении с дорогой, по словам пилотов, уже ощутимы.
Сберегать шипы, чтобы иметь возможность атаковать в решающий момент – отдельная раллийная наука. Как и выбрать из множества моментов тот самый решающий. К примеру, некоторые гонщики предпочитают выкладываться по максимуму на самом длинном спецучастке секции (на две секции делится типовой раллийный день), а другие – на самом скоростном. Если допустить ошибку при решении этого шинного ребуса, победы в гонке не видать.
Но так получилось, что на этот раз лидеров в Швеции подвели отнюдь не шины. Из-за собственных ошибок шансы на хороший результат растеряли и дважды становившийся чемпионом мира финн Микко Хирвонен, и опытный, но пока ни разу не побеждавший на этапе чемпионата мира испанец Дани Сордо, и россиянин Евгений Новиков. Пилот из Москвы в этом сезоне вошел в элиту мирового ралли – стал гонщиком британской команды M-Sport, которая до недавнего времени была заводской командой марки Ford, а по факту остается ей и сейчас.
В прошлом году Евгений дважды финишировал на подиуме, став первым российским раллистом, добившимся столь высоких результатов. Старт нынешнего сезона прошел для Новикова хуже, чем ожидалось: ошибка в последний день Ралли Монте-Карло вообще не позволила финишировать, а в последний день Ралли Швеции россиянин и вовсе перевернулся – впрочем, после этого он смог финишировать на девятом месте (до инцидента Новиков занимал пятую позицию). К счастью, у москвича есть все шансы отыграться. Во-первых, сезон только начался. Во-вторых, Новиков моложе всех своих соперников. Тот же Леб, к примеру, в нынешние новиковские 22 только начинал свою раллийную карьеру. Так что, у россиянина в теории есть неплохая возможность если не превзойти рекорды француза, то как минимум приблизиться к ним.
P.S. Хотите узнать о ралли больше? Смотрите телевизионный репортаж о Ралли Швеции в ближайшем выпуске программы “АвтоВести”. Программа выходит на телеканале “Россия 24” в 21:35 в субботу, в 18:35 в воскресенье, 9:35 в понедельник и 15:35 во вторник. А также на телеканале “Россия 2” по воскресеньям в районе 12:00 (из-за спортивных трансляций, время лучше уточнять по телепрограмме).